Пресс-центр

Карина Митина: «Задача нашей службы – улучшить качество жизни инвалидов»

Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов являются важными элементами системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленными на создание им равных возможностей для участия в жизни общества. Внештатный специалист-эксперт по медико-социальной экспертизе Министерства здравоохранения Чувашии, руководитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда и социальной защиты России К.А. Митина рассказала «Медицинскому вестнику» об основных направлениях совершенствования системы медико-социальной экспертизы на современном этапе.  

– Карина Александровна, в чем заключается миссия вашего важного госучреждения, в каких направлениях ведется ее совершенствование?

– Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Цель совершенствования медико-социальной экспертизы – это повышение качества, объективности, доступности и эффективности оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы, приведение принципов и механизмов их осуществления в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г. и подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 г.

Достижение указанной цели в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач: повышение уровня объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов и обоснованности назначаемых (рекомендуемых) мер по их преодолению; повышение доступности и эффективности предоставляемых реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.

Основными направлениями решения задач совершенствования системы МСЭ и повышения доступности реабилитации инвалидов являются разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Внедрение современных информационных технологий в работу учреждений МСЭ и структур, участвующих в решении проблем комплексной реабилитации лиц с инвалидностью, в разы увеличило эффективность межведомственного взаимодействия.

В России с 1 июля 2022 г. вступят в силу новые Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.04.2022 г. № 588. Они заменят Правила признания лица инвалидом, действовавшие с 2006 г., утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95.

Новые правила также заменят действующий с апреля 2020 г. порядок, введенный из-за связанных с COVID-19 ограничений. Этот регламент позволял автоматически продлевать установленную гражданам инвалидность сроком на шесть месяцев, а также проводить медико-социальную экспертизу заочно, без личного участия гражданина.

До 1 июля 2022 г. гражданин на медико-социальную экспертизу мог быть направлен медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. А с 1 июля 2022 г. право направления гражданина на медико-социальную экспертизу будет только у медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы, в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации.

– Какие изменения произойдут при направлении граждан на медико-социальную экспертизу?

– Теперь для медицинской организации определены сроки оформления направления на медико-социальную экспертизу.

Принятие решения врачебной комиссией медицинской организации о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и проведении медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных, в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, осуществляется не позднее 30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией медицинской организации о подготовке такого направления.

Медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 или 15 приложения к указанным мною выше Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в соответствии с решением врачебной комиссии этой медицинской организации в течение 3 рабочих дней после проведения указанной операции.

Гражданин, признанный нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, направляется на медико-социальную экспертизу в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации в течение одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

После принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу необходимо получить его согласие на направление и проведение медико-социальной экспертизы, которое подается гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в медицинскую организацию на бумажном носителе, а с 1 февраля 2023 г. такое согласие гражданин сможет подать и через свой личный кабинет федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Направление на медико-социальную экспертизу формируется в медицинской информационной системе медицинской организации, и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица медицинской организации, в течение 3 рабочих дней со дня формирования передается в бюро МСЭ посредством медицинских информационных систем.

– Какой порядок проведения медико-социальной экспертизы регламентирован новыми Правилами?

– В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588, медико-социальная экспертиза будет проводиться в учреждении медико-социальной экспертизы в различных вариантах:

- без личного присутствия гражданина;

- с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения;

- или дистанционно, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционный формат освидетельствования будет работать с 1 июня 2023 г.

В согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) сам будет указывать предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы – с его личным присутствием или без его личного присутствия.

Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Однако, подчеркну, что даже в случае, когда в направлении на медико-социальную экспертизу гражданин укажет, что желает, чтобы медико-социальная экспертиза была осуществлена без его личного участия, но в ходе изучения документов, поступивших в учреждение медико-социальной экспертизы, будет установлено, что без присутствия гражданина такая процедура невозможна, то в определенных случаях экспертиза все-таки будет проводиться с личным присутствием гражданина.

В каких случаях это будет необходимо?

– Медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина будет проводиться в следующих случаях:

- при наличии заявления об обжаловании решения бюро (главного бюро);

- при невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

- при выявлении несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих гражданина на медико-социальную экспертизу, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;

- при необходимости обследования гражданина с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала;

- если целью медико-социальной экспертизы гражданина, ранее признанного инвалидом, является разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

- если гражданин является получателем услуг в организации социального обслуживания, оказывающей их в стационарной форме социального обслуживания.

Также в новых правилах определено, что медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина будет проводиться при следующих условиях:

- при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);

- по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;

- по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;

- по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.

Медико-социальная экспертиза по месту нахождения гражданина будет осуществляться посредством выезда специалистов учреждения МСЭ к месту пребывания гражданина.

– Как человек узнает о поступлении его направления на медико-социальную экспертизу в учреждение медико-социальной экспертизы?

– Медицинская организация, не позднее следующего рабочего дня после дня передачи в бюро направления на медико-социальную экспертизу, обязана уведомить гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о передаче в бюро направления на медико-социальную экспертизу на бумажном носителе, а с 1 февраля 2023 года медицинская организация должна будет уведомлять гражданина также через его личный кабинет на ЕПГУ.

Медицинская организация также может уведомить гражданина о передаче в бюро направления на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица медицинской организации, т.е. на адрес его электронной почты.

Наше бюро МСЭ также уведомляет гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о регистрации направления на медико-социальную экспертизу или заявления о проведении медико-социальной экспертизы по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет на ЕПГУ.

По результатам рассмотрения зарегистрированных документов учреждение медико-социа­льной экспертизы, с учетом мнения гражданина (его законного или уполномоченного представителя), указанного в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро), принимает решение о форме проведения медико-социальной экспертизы, определяет дату и время проведения медико-социальной экспертизы и направляет гражданину (его законному или уполномоченному представителю) уведомление о проведении медико-социальной экспертизы в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением.

С 1 февраля 2023 г. у бюро МСЭ появится возможность уведомлять гражданина и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица бюро (главного бюро, Федерального бюро), с использованием инструментов возможностей ЕПГУ.

– Может ли медицинская организация отказать гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу?

– Да, при отсутствии оснований медицинская организация имеет право отказать гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу. В новых правилах появились новеллы о случаях такого отказа. Теперь гражданин не будет иметь возможности самостоятельно обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы с целью освидетельствования на основании отказа медицинской организации в оформлении направления на медико-социальную экспертизу.

По новым правилам, в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня. И уже эти органы будут решать обоснованность отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

– Есть ли какие-то новые требования к качеству оформления направления на медико-социальную экспертизу?

– Да, эти требования значительно усилены. Большие требования предъявляются именно к качеству оформления направления на медико-социальную экспертизу.

В случае, если направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, который утвержден совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 10 июня 2021 г. № 402н/631н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы», бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления передает его в медицинскую организацию в виде уведомления о причинах возврата.

При возврате бюро МСЭ направления на медико-социальную экспертизу, медицинская организация в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенного направления на медико-социальную экспертизу, дополняет его сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит медицинские обследования по перечню, утвержденному приказом Минтруда России и Минздрава России № 402н/631н, и осуществляет его повторную передачу в бюро с уведомлением гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

В случае принятия медицинской организацией решения о необходимости проведения гражданину недостающих медицинских обследований, гражданину направляется соответствующее уведомление, в том числе расписание приема соответствующих врачей-специалистов, – на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица медицинской организации, и (или) на бумажном носителе.

Порядок и способы уведомления гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о ходе проведения медико-социальной экспертизы будут утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Бюро МСЭ уведомление о причинах возврата направления на медико-социальную экспертизу в медицинскую организацию направляет в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, либо в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования соответствующего субъекта Российской Федерации, а также в орган, осуществляющий в отношении медицинской организации функции учредителя.

Бюро МСЭ также уведомляет гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о возврате направления на медико-социальную экспертизу в медицинскую организацию и о причинах его возврата в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня его возврата в медицинскую организацию.

– Что нового появилось в Правилах признания лица инвалидом?

– Важно, что с 1.06.2023 г. медико-социальная экспертиза будет проводиться дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, в следующих случаях:

- в случае обжалования гражданином (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро в главное бюро, главного бюро в Федеральное бюро по его желанию о проведении медико-социальной экспертизы по обжалованию дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, указанному в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро);

- при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми бюро, главными бюро соответственно;

- для дачи главным бюро (Федеральным бюро) консультации бюро (главному бюро) по направлению бюро (главного бюро) в рамках программы дополнительного обследования.

Новый порядок также предполагает, что с 1.01.2024 г. медико-социальная экспертиза будет проводиться без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя вне зависимости от места проживания (нахождения) гражданина. Направления на проведение МСЭ будут распределяться с помощью информационной системы между бюро всех регионов, независимо от места жительства гражданина. Это позволит сделать процедуру проведения медико-социальной экспертизы максимально независимой.

Экспертное решение будет доступно гражданину в личном кабинете на портале госуслуг (ЕПГУ).

Персональные данные будут отражаться только в готовой справке об инвалидности, с указанием группы инвалидности. Обжаловать решение экспертизы гражданин сможет в бюро МСЭ по месту жительства.

В случае, если в ходе проведения медико-социальной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным, бюро МСЭ примет решение о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, с документов гражданина в информационной системе медико-социальной экспертизы будет снят ограниченный доступ, и они будут направлены в бюро по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) гражданина, где медико-социальная экспертиза будет проведена с личным присутствием гражданина.

– Какое взаимодействие в настоящее время осуществляется вашей службой с Министерством здравоохранения Чувашской Республики?

– Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 27.02.2020 г. N 80н/131н утвержден Порядок информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро МСЭ в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро медико-социальной экспертизы. Информационное взаимодействие осуществляется посредством медицинских информационных систем медицинских организаций, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, федерального реестра электронных медицинских документов, являющегося подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы».

Это информационное взаимодействие осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, представляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях исполнения мероприятий межведомственного плана-графика, обеспечивающего реализацию мероприятия федерального проекта по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ, по обеспечению обмена документами в электронной форме между медицинскими организациями Чувашской Республики, подведомственными Минздраву Чувашии, и учреждениями медико-социальной экспертизы был издан приказ Минздрава Чувашии от 14.04.2021 № 581 «Об организации взаимодействия с ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России в электронном виде».

А также в ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России издан локальный акт от 15.04.2021 г. № 42 «Об организации взаимодействия ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России с медицинскими организациями в электронном виде», которым, кроме всего прочего, утвержден перечень медицинских организаций, в которых формируется в электронном виде направление на МСЭ. После чего Минздравом Чувашии был издан приказ Минздрава Чувашии от 21.05.2021 № 830 «О создании рабочей группы по взаимодействию медицинских организаций, находящихся в ведении Минздрава Чувашии, с ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России в электронном виде», которым регламентировано проведение в еженедельном режиме рабочих совещаний с медицинскими организациями Чувашской Республики.

В ходе заседаний рабочей группы на постоянной основе принимаются решения для обеспечения качества электронного документооборота, обсуждаются проблемные вопросы и пути их решения.

В рамках оперативного решения текущих задач и проблемных вопросов совместно с Минздравом Чувашии, БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии, ООО «Алькона» и медицинскими организациями Чувашской Республики в ежедневном режиме организовано тесное взаимодействие для обеспечения эффективного внедрения электронного документооборота по соответствующим направлениям деятельности. Кроме этого, на постоянной основе организовано принятие оперативных превентивных мер по устранению локальных проблемных вопросов посредством коммуникаций IT-служб ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда Чувашии, БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии и ООО «Алькона».

С медицинскими организациями Чувашской Республики созданы VIP NET-защищенные каналы связи, позволяющие оперативно, практически в режиме онлайн, обмениваться информацией, в том числе с целью сокращения сроков оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

В ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда Чувашии создана Общественная комиссия, в состав которой входят Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике, Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике, представители общественных организаций инвалидов, Общероссийского Народного фронта по Чувашской Республике, средств массовой информации, а также представители пациентских сообществ.

Целью деятельности Общественной комиссии является координация участия институтов гражданского общества в обеспечении защиты прав граждан при рассмотрении вопросов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы, обеспечение согласования и учета общественно значимых интересов граждан, их законных и уполномоченных представителей, общественных объединений.

– Какие изменения произошли в обеспечении инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации, рекомендованными в индивидуальной программе реабилитации или абилитации?

– С 27.09.2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». Электронный сертификат – это новый платежный инструмент, который позволяет получать государственную поддержку на средства реабилитации. Ранее граждане с инвалидностью могли либо получить технические средства реабилитации в Фонде социального страхования (далее – ФСС), либо приобрести необходимые изделия самостоятельно и подать документы на компенсацию затрат.

Для гражданина электронный сертификат работает как банковская карта, которая позволяет мгновенно оплатить выбранный товар, если он соответствует рекомендациям в Индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида). После внедрения электронного сертификата гражданин по-прежнему может выбрать самый удобный для себя способ: получить готовые изделия через ФСС, воспользоваться компенсацией за приобретенный товар или оформить электронный сертификат и оплатить им напрямую. Преимущества электронного сертификата:

- государственной поддержкой можно воспользоваться прямо в момент покупки;

- можно купить то изделие, которое нравится;

- достаточно подать заявление на портале ЕПГУ, потом оплатить выбранный товар на сайте.

Деньги резервируются, но не перечисляются на карту напрямую. При оплате картой того изделия, которое предусмотрено в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, средства поступят напрямую продавцу. Если гражданину понравилось изделие, по цене превышающее номинал сертификата, он все равно сможет с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Обратиться за электронным сертификатом можно дистанционно, через портал ЕПГУ, или очно в МФЦ, или в региональные отделения ФСС. Для получения электронного сертификата нужны:

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление по форме с указанием номера действующей карты МИР;

- для инвалидов – действующая индивидуальная программа реабилитации или абилитации, разработанная в бюро МСЭ, в которой определена нуждаемость в технических средствах реабилитации.

Как видите, обязательным условием для получения электронного сертификата является наличие действующей национальной платежной карты МИР. Родители детей-инвалидов также имеют возможность направить средства, или часть средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг в пенсионном фонде по месту жительства.

Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.04.2016 г. №831-р. В перечень вошли только те товары и услуги, которые не предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду бесплатно.

В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 23.12.2021 г. №3778-р внесены изменения в перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. В перечень вошли дополнительно 12 новых наименований, и общее количество товаров и услуг увеличилось до 60 наименований.

Так, дополнительно в перечень товаров и услуг внесены следующие товары: системы радиочастотной передачи, коммуникационные усилители, вспомогательные средства обучения азбуке Брайля, тактильные материалы для чтения, вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности, принадлежности устройств ввода, звуковые компьютерные дисплеи, инфузионные насосы, силовые установки для кресел-колясок с ручным приводом, доски для сидения в ванне, сиденья для ванны, опоры для спины для принятия ванны или душа.

Предусмотренные перечнем товары и средства позволят детям-инвалидам с ограничениями жизнедеятельности вследствие заболеваний органа слуха и зрения, с патологией опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями внутренних органов улучшить качество жизни. Применение технических средств и специальных санитарно-гигиенических приспособлений, включенных в перечень, помогут облегчить родителям уход за ребенком-инвалидом.

– А как Вы можете охарактеризовать общую ситуацию в сфере медико-социальной экспертизы в Чувашской Республике?

– Отмечу, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, а также в целях принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту, Постановлением Правительства РФ был утвержден Временный порядок признания лица инвалидом, который распространялся на правоотношения в части установления инвалидности, возникшие с 1.03.2020 г.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 г. № 1697 «Временный порядок признания лица инвалидом» был продлен до 1 июля 2022 г. Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления из медицинской организации на МСЭ, осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а также путем сохранения ранее рекомендованных реабилитационных и абилитационных мероприятий  сроком на 6 месяцев.

В Чувашской Республике в 2021 г. были признаны инвалидами 24292 человека (2020 г. – 17751 человек). Произошло увеличение примерно на 37%, и это связано с действием Временного порядка, предусматривающего продление инвалидности в автоматическом режиме сроком на 6 месяцев, в течение которого МСЭ в отношении одного и того же гражданина в течение года проводится дважды. Удельный вес лиц, признанных инвалидами, увеличился в республике на 0,5% и составил от численности населения Чувашии в 2021 г. – 2,0 % (в 2020 г. – 1,5 %).

В 2021 г. впервые признаны инвалидами 5262 человека (2020 г. – 5413), то есть их количество снизилось. Среди лиц старше 18 летнего возраста в 2021 г. впервые признано инвалидами 4755 человек (2020 г.– 4942). Среди детей в возрасте до 18 лет в 2021 г. впервые установлена категория «ребенок-инвалид» 507 детям (2020 г. – 471). Отмечается незначительное уменьшение числа лиц впервые признанных инвалидами, в динамике за 2020-2021 годы примерно на 4% за счет лиц старше 18 лет.

– Какие заболевания лидируют в качестве причины установления инвалидности?

– В Российской Федерации в структуре первичной инвалидности в 2020 г. первое  место занимали злокачественные новообразования (35,1%), второе – болезни системы кровообращения (29,8 %), третье – болезни костно-мышечной системы (6,0 %).

В Чувашии в структуре первичной инвалидности по классам болезней в 2021 г. 1 место также занимают злокачественные новообразования (ЗНО), их удельный вес увеличился на 2,5% и составил 35,5% (2020 г. – 33,0%). На 2 месте – болезни системы кровообращения – 33,1% (2020 г. – 33,7%). На 3 месте – болезни нервной системы – 5,4% (2020 г. – 6,5%).

В структуре первичной инвалидности по классам болезней в детском возрасте 1 место занимает инвалидность вследствие врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений, что составило в 2021 г. 22,5% (2020 г. – 21,0 %). 2 место – болезни нервной системы, в 2021 г. – 20,7 % (2020 г. – 21,4%). На 3 месте инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения, в 2021 году – 20,1%, в 2020 году – 22,5%.

В структуре общей инвалидности среди лиц старше 18 лет по классам болезней в 2021 г. 1 место занимают ЗНО – 32,6% (2020 г. – 32,3%). На 2 месте болезни системы кровообращения – 30,1 % (2020 г. – 30,0%). На 3 месте болезни нервной системы – 6,6% (2020 г. – 7,4%).

В структуре общей инвалидности у детей на протяжении многих лет преобладает инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения, в 2021 г. – 27,0% (2020 г.– 33,5%). На 2 месте – врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в 2021 г. – 26,9 % (2020 г. – 23,1%). На 3 месте заболевания нервной системы, в 2021 г. – 19,5% (2020 г. – 18,1%).

– Расскажите о критериях оценки состояния здоровья пациента, используемых при проведении медико-социальной экспертизы.

– С 1 января 2020 г. действуют классификации и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными госучреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 г. N 585н. Классификации, которые используются при осуществлении МСЭ, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

К основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:

а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

б) нарушения языковых и речевых функций, устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушение голосообразования;

в) нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);

г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Существует классификация стойких нарушений функций организма по степени выраженности. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;  III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;  IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является стойкое нарушение функций организма человека не менее умеренной (II) степени, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет, т.е. детям, является стойкое нарушение функций организма ребенка не менее умеренной (II) степени, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности ребенка и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности.

– На какой срок обычно устанавливается инвалидность?

– В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – сроком на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет. Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет, либо 18 лет, устанавливается детям, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные Перечнем заболеваний, согласно приложению к постановлению Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г.

Гражданам также может быть установлена инвалидность без указания срока переосвидетельствования, то есть бессрочно. Основанием для установления инвалидности бессрочно является Перечень заболеваний, согласно приложению к постановлению Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. Также критерием установления инвалидности бессрочно является невозможность устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма, не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом или установления категории «ребенок-инвалид».

С вступлением в силу с 1.07.2022 г. новых правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5.04.2022 г. №588 «О признании лица инвалидом», о котором мы подробно говорили выше, сроки установления инвалидности не изменятся.

Но при этом появилось новое требование: категория «ребенок-инвалид» сразу будет устанавливаться сроком на 2 года детям, имеющим стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, дефектами, необратимыми морфологическими изменениями.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет по новым правилам, также будет устанавливаться детям, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные Перечнем заболеваний, согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 5.04.2022 г. N 588.

– Что представляет собой индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)? На какой срок она выдается?

– Одним их основных направлений государственной политики в области социальной защиты инвалидов является их комплексная реабилитация. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) является основным механизмом реабилитации человека с инвалидностью, обеспечивающим учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица, или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПРА ребенка-инвалида дополнительно может включать товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского капитала.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.

ИПРА разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности. Она имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Ипра является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая программа

– Ваши пожелания нашим читателям?

– Жителям нашей республики желаю внимательно и ответственно относиться к сохранению своего здоровья. В случае появления первых признаков заболевания необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью, что, в свою очередь, будет способствовать предупреждению развития хронических заболеваний с угрозой инвалидизации.

Если вам разработали индивидуальную программу реабилитации или абилитации, необходимо все рекомендованные мероприятия получить в полном объеме, чтобы максимально компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности. Будьте здоровы! Быть здоровым – это высшая радость в жизни! 

Подготовила Н. Володина

Источник: "Медицинский вестник"

Дата публикации: 29.05.2022